FINTECH

Регистрация криптобирж и обменников

Регистрация криптовалютных бирж
Регистрация криптовалютных бирж

Криптовалютные биржи представляют собой онлайн платформы, которые выступают посредниками между желающими приобрести криптовалюты и теми участниками рынка, которые желают их продать. В качестве объектов торговли выступают, как правило, основные торгуемые монеты, а также цифровые активы (токены). В последнее время особенно актуальны те криптовалютные биржи, которые предлагают в том числе услуги по обмену на фиатные деньги и совершают обратные операции. Для обмена на традиционные валюты, в первую очередь, доллары и евро, в большинстве случаев необходимо использовать наиболее обращаемые коины – биткоин, эфириум и некоторые другие. Криптовалютные биржи действуют в формате централизованных организаций, оставляющих за собой контроль над средствами клиентов и исполняющие их поручения (ордера) самостоятельно, или дают пользователям возможность совершать транзакции напрямую, обмениваясь друг с другом в децентрализованной среде посредством механизма смарт-контрактов.


Продуктовое предложение криптовалютных бирж включает в себя сопоставление заказов на покупку и продажу с последующим исполнением торговых приказов путем совершения обмена между пользователями, в том числе по фиксированной цене, и в тех случаях, когда это применимо – с использованием удобного единого интерфейса для осуществления систематических торговых операций (трейдинга). Для создания криптовалютной биржи необходимо выполнение таких задач, как:
  • разработка торгового привода (Trading Engine) для подбора встречных сделок по купле/продаже валютных пар, исполнения ордеров, осуществления прочих транзакций и подсчета баланса;
  • создание пользовательского интерфейса с личным кабинетом, модулем внесения и изъятия средств, просмотра книги заказов, реестра транзакций и аналитики;
  • подключение криптовалютного кошелька для хранения токенов;
  • разработка административной консоли для управления и контроля над ключевыми показателями и операционной деятельностью.

Помимо данных модулей, платформа криптовалютной биржи может быть дополнена элементами для добавления новых криптовалют и токенов, а также инструментарием для управления процессом листинга. Так или иначе, помимо капитальных затрат на разработку собственного решения или построение новой криптовалютной биржи по модели «white-label», еще одним обязательным направлением бюджета на открытие или расширение бизнеса являются юридические расходы. В зависимости от выбранных рынков и бизнес-модели криптовалютной биржи, эта статья расходов имеет достаточно обширный диапазон. Однако, при грамотно выстроенной работе в соответствии с актуальными нормами регулирования, с точки зрения стоящих перед владельцами биржи задач вложения в создание юридически устойчивой структуры в подавляющем большинстве случаев будут более чем оправданы. Среди факторов, которые стоит учитывать при выборе места регистрации новой криптовалютной биржи, - минимальный объем собственных средств, стоимость регистрации и/или получения лицензии, стоимость юридического сопровождения и обслуживания юридической структуры, степень лояльности банков и регулятора и т.п. Большинство регулируемых криповалютных бирж также обязаны выстроить необходимую организационную структуру для выполнения требований, и, соответственно, назначить специалиста по внутреннего контролю (комплайенс), а в целях своевременной обработки запросов их клиентов –  организовать на должном уровне работу службы поддержки. Одной из наиболее непростых задач является установление партнерских отношений с банком для обслуживания расчетных операций, связанных с ведением административно-хозяйственной деятельности. Еще более сложной задачей является открытие корреспондентского счета для осуществления обменных операций по заявкам клиентов, желающих продать криптовалюты за фиатные деньги, или наоборот приобрести криптовалюты за евро или доллары.

К одной из наиболее дорогих, но при этом пользующихся заслуженным доверием инвесторов юрисдикций, можно отнести Люксембург. Криптовалютные биржи в Люксембурге подлежат тому же регулированию, что и финансовые институты, которые специализируются на операциях с электронными деньгами. Для осуществления деятельности понадобится лицензия платежной компании (payments institutions), что в подавляющем большинстве случаев накладывает обязанность содержать минимальный объем собственных средств в размере 350 тыс. евро. Помимо выпуска электронных денег держатели такой лицензии могут предоставлять платежные услуги, в ряде случаев выдавать займы в привязке к данным платежам и оказывать иные услуг. К числу же юрисдикций, в которых открытие криптовалютной биржи наиболее оправдано с точки зрения сложившейся правовой среды, и, одновременно, сопряжено с меньшими затратами, можно отнести Эстонию, Мальту, Гибралтар и Великобританию.

Благодаря государственной политике, направленной на поддержку и внедрение блокчейн в финансовом секторе и иных областях, Эстония стала одной из наиболее востребованных юрисдикций для открытия бизнеса в сфере криптовалют и цифровых активов. Среди остальных факторов, оказывающих положительное влияние на развитие блокчейн проектов в Эстонии – относительно простая процедура регистрации, небольшой объем минимального уставного капитала и специальный налоговый режим по налогу на прибыль корпораций для стартапов.

Эстония относится к небольшому кругу тех стран, где совершение обменных операций с криптовалютами и цифровыми активами относится к числу лицензируемых видов деятельности, поэтому открытие здесь криптовалютной биржи при соблюдении установленных норм менее подвержено рискам регулятивного воздействия. В соответствии с эстонским законодательством соответствующие разрешения требуется получить не только для предоставления услуг по обмену виртуальных валют (к категории которых отнесены и криптовалюты), но также и для кастодиальных услуг с электронными кошельками. Лицензированию в Эстонии подлежит именно деятельность по обмену криптовалют на фиатные деньги. Такие операции подлежат регулированию на основании Закона о противодействии финансированию терроризма и отмыванию доходов, полученных преступным путем (Anti-Money Laundering / Combating the Financing of Terrorism, AML/CFT), а контроль над ними осуществляет Управление Финансового Контроля Эстонии.


Для получения лицензии понадобится зарегистрировать частную компанию с ограниченной ответственностью (Osaühing, OU), учредителем которой может быть одно и более физическое или юридическое лицо. Компания может иметь одного директора. Данные учредителей и директоров вносятся в публичный реестр, а информация о бенефициарных владельцах передается регистрирующему органу. Взаимодействие с уполномоченными органами, ответственными за лицензирование и контроль над дальнейшей деятельностью криптовалютных бирж в Эстонии значительно проще, нежели, например в США или Сингапуре. В соответствии с рейтингом ОЭСР, в Эстонии действует одна из наиболее благоприятных для бизнеса налоговых политик. Налог на прибыль корпораций не взимается до выплаты дивидендов, а криптовалюты и цифровые активы не являются объектом налогообложения по НДС. Эстонские компании уплачивают налог на распределенную в виде дивидендов прибыль в размере 14-20%. Для всех зарегистрированных компаний в Эстонии действуют обязательные требования о регистрации юридического адреса, предоставлении ежегодной отчетности и ведении бухгалтерского учета на Эстонском языке. Компании не обязаны назначать корпоративного секретаря, однако если среди членов Совета Директоров нет резидентов Евросоюза, необходимо назначение официального агента – местного представителя.

Заявка на получение лицензии криптовалютной биржи должна быть подана Регистратору субъектов экономической деятельности. Компании обязаны назначить лицо, ответственное за соблюдение обязательных требований в отношении процедур AML/CFT, в качестве которого может выступить член правления или специалист по внутреннему контролю, при условии наличия достаточной компетенций для выполнения своих обязанностей и взаимодействия с надзорными органами.

Необходимые шаги по получению лицензии включают:
·        Сбор и, при необходимости, апостилирование документов;
·        Создание и инкорпорирование компании;
·        Подача заявления на открытие банковского счета;
·        И непосредственно предоставление заявки Регулятору.
 Подача заявки сопровождается предоставлением дополнительной информации и соответствующих документов:
·        Описание внутренних процедур (ключевых бизнес-процессов);
·        Адрес веб-сайта компании;
·        Личные и контактные данные лиц, ответственных за предоставление услуг;
·        Данные ответственного лица по выполнению требований ALM/CFT;
·        Данные ответственного лица по выполнению процедур в рамках наложенных международных финансовых санкций;
·        Заверенная нотариально копия паспорта заявителя;
·        Справка об отсутствии судимости, выписка по банковскому счету, подтверждение адреса и иные документы учредителя / бенефициарного владельца.
Для получения данной лицензии необходимо, чтобы ни у одного члена Совета Директоров и Правления биржи, поверенных, учредителей, а также бенефициарных владельцев не было действующих штрафов или же иных взысканий со стороны властей. Для этих целей, вместе с подачей заявки представляются записи об отсутствии правонарушений. Дополнительно, заявителями должны быть описаны процедуры по идентификации личности клиентов и внутреннему аудиту. Комиссия, которую необходимо уплатить при подаче заявки, составляет 345 евро. Сама заявка на получение лицензии рассматривается в течение 30 дней, однако на сбор необходимых документов и, особенно, на открытие банковского счета может потребоваться дополнительное время. Поэтому, в результате весь процесс занимает, как минимум, 1,5 мес.


С развитием институциональных рамок бизнеса в сфере криптовалют и технологии блокчейн, среди которых можно назвать введение регулирования и государственную поддержку, новым финтех-хабом, а также «блокчейн-островом», стала по праву называться Мальта. Так, несколько крупнейших бирж уже переместились на Мальту, чтобы развивать свой бизнес в Европе и по всему миру. До недавнего времени вопросы регулирования блокчейн на Мальта были освящены в локальных актах и консультационных письмах. Технология распределенного реестра определяется на Мальте как цифровая или электронная база данных, в которой информация записывается, используется совместно и синхронизируется по сети из нескольких узлов и:
1)   является распределенной и децентрализованной;
2)   может быть публичной, частной или гибридной;
3)   защищена криптографией;
4)   и, что немаловажно, может быть верифицирована.

Правовые основы деятельности в области криптовалют и технологии распределенного реестра на Мальте основаны на трех главенствующих принципах – защита интересов клиентов, прозрачность рынка и финансовая устойчивость. Ключевым инструментом регулирования в ближайшее время станет Закон о Виртуальных Финансовых Активах (Virtual Financial Assets Act, VFAA), который был представлен как законопроект в июне 2018 г. вместе с Законом о Предоставлении Инновационных Услуг и Технологий (Innovative Technology Arrangements and Services Act, ITAS) и Мальтийским Законом об Управлении Цифровыми Инвестициями (Malta Digital Investment Authority Act). Виртуальные финансовые активы, согласно новому законодательству, представляют собой цифровую форму обмена, единицы измерения или хранения ценности, которая не является электронными деньгами, финансовым инструментом или виртуальным токеном. В качестве виртуальных токенов, называемых также «утилитарными» или «служебными» токенами (utility tokens), признаются цифровые записи, не являющиеся электронными деньгами, которые не предназначены для применения или хранения ценности за пределами платформы, на которой они были выпущены и могут быть погашены только эмитентом. Закон о Виртуальных Финансовых Активах также устанавливает нормы регулирования криптовалютных бирж. Согласно данному закону биржи, работающие с цифровыми активами на основе технологии распределенного реестра, которые действуют на территории Мальты или предлагают свои услуги на Мальте, обязаны получить соответствующую лицензию у Уполномоченного Органа. Процесс получения лицензии занимает порядка 3 месяцев и включает такие этапы, как подготовка заявки и подача необходимых документов, рассмотрение Комиссией по Финансовым Услугам заявки по результатам встречи, получение принципиального одобрения и выпуск лицензии. Закон о Виртуальных Финансовых Активах вводит 4 класса лицензий.



Таким образом, 1-й класс лицензии, по сути, представляет собой лицензию криптовалютного брокера, 2-й класс дает возможность хранить средства, по лицензии 3-го класса дополнительно предоставляется право управлять средствами, а для полноценной деятельности криптовалютной биржи подходит лишь лицензия 4-го класса. Для получения лицензии того или иного класса необходимо пройти тест Мальтийской Комиссии по Финансовым Услугам. Если заявка подана физическим лицом, для этого необходимо будет личное присутствие на Мальта. В случае если заявитель является юридическим лицом, необходимо учреждение структуры на Мальте, или открытие филиала при условии, что основной офис компании расположен в заслуживающей доверия юрисдикции. Одновременно с подачей заявки необходимо представить план действий, в котором должны быть освящены вопросы безопасности и иные аспекты деятельности. При эмиссии токенов необходимо пройти Тест на финансовые инструменты, чтобы убедиться, что токен соответствует Закону о Финансовых Активах и не подлежит регулированию иными Законодательными Актами.

В готовящемся к вступлению в силу Законе о Финансовых Цифровых Активах отдельно рассмотрен вопрос ограничения деятельности криптовалютных бирж. Законом введено понятие Бирж на основе технологии распределенного реестра (DLT Exchange), в качестве которых признаются обменные или трейдинговые платформы, с помощью которых можно торговать или обмениваться цифровыми криптоактивами – утилитарными токенами, цифровыми финансовыми активами, электронными деньгами или финансовыми инструментами на основе распределенного реестра. Вместе с тем, вводится термин Биржи цифровых финансовых активов (VFA Exchange), относящийся к любой Бирже на основе технологии распределенного реестра, на которой могут осуществляться только транзакции с цифровыми финансовыми активами в соответствии с правилами платформы. Таким образом, в рамках нового законодательства лицензия Бирж цифровых финансовых активов распространяется лишь на цифровые финансовые активы. Кроме того, действие Закона распространяется и на рекламу криптовалютных бирж для целей защиты интересов инвесторов. Для получения лицензии и ведения деятельности необходимо назначить Агента по Цифровым Финансовым Активам, который будет служить на Мальте в качестве доверительного лица, ответственного за соблюдение необходимых формальностей, равно как и в роли основного представителя для обеспечения коммуникаций с Комиссией по Финансовым Услугам, включая обмен информацией в целях отчетности и мониторинга. В качестве Агентов могут выступать сертифицированные бухгалтера, аудиторы или адвокаты, или провайдеры корпоративных услуг.


Не менее развитым во всех отношениях является сектор регулируемых криптовалютных бирж на Гибралтаре. С начала 2018 г. все зарегистрированные на Гибралтаре компании, равно как и фирмы, оказывающие услуги для клиентов, которые находятся на Гибралтаре, обязаны получить соответствующую лицензию, если их деятельность связана с хранением или передачей ценностей на основе использования технологии распределенного реестра (блокчейн). Право выдачи лицензий Провайдера технологии распределенного реестра (Distributed Ledger Technology Provider, DLT Provider) закреплено за Комиссией по Финансовым Услугам Гибралтара (Gibraltar Financial Services Commission, GFSC). Комиссией выдается лицензия одной из трех категорий, в зависимости от сложности и факторов риска проекта, среди которых:
·        Уровень подготовки материалов и степень проработки заявки;
·        Использование смарт контрактов;
·        Хранение или контроль над средствами клиентов;
·        Типы клиентов;
·        Количество и разнообразие продуктов и услуг;
·        Зависимость от других регулируемых видов деятельности;
·        Подверженность рискам AML/CFT;
·        Объем и масштаб операций;
·        Стадия готовности продукта и т.д.


Первым шагом к процессу получения разрешения является предварительная встреча с представителем Комиссии, а затем, заполнение и подача формы предварительной оценки (Initial Assessment Application Form). Заявленный Комиссией по Финансовым Услугам Гибралтара срок заявки на получение лицензии ограничен тремя месяцами. Однако, общее время прохождения данной процедуры может занять более 4-х месяцев. В течение двух недель с даты подачи заявки на предварительную оценку Комиссия обязана сообщить решение по результатам ее рассмотрения. Однако, Комиссия может также выдать резолюцию о предоставлении недостающей информации или документов, в результате которой отсчет времени возобновляется. Рассмотрение предварительной заявки завершается предварительным присвоением класса лицензии и назначением соответствующей комиссии, которая подлежит уплате при подаче заявки и ежегодно. Следом, вместе с подачей основной заявки предоставляются дополнительная информация и копия всех необходимых документов. С этого момента, как правило, Комиссии потребуется порядка двух с половиной месяцев для завершения процесса выдачи лицензии.



Первичная оценки при подаче заявки оплачивается путем перечисления не возвращаемой комиссии в размере £2 000 с последующей оплатой не достающей суммы до полной стоимости заявки (от £8 000 до £28 000). Ежегодная комиссия также подлежит уплате в размере, эквивалентом комиссии при соответствующей категории лицензии. Для получения лицензии необходимо обеспечить физическое присутствие на Гибралтаре с зарегистрированным офисом и сотрудниками. Основными документами для получения лицензии являются:
- Верхне-уровневый бизнес-план;
- Информация о корпоративном управлении;
- Данные о корпоративной структуре, включая личные данные и информацию о директорах и прочем ключевом персонале;
- Личные данные учредителей (или информация о компании, если учредителем является юридическое лицо);
-  Whitepaper (только в случае эмиссии токенов). 
Помимо этого, понадобится представить дополнительную информацию:
-  Бизнес-модель, с описанием основных направлений деятельности, продуктов и услуг, и способов монетизации;
- Долгосрочные цели и стратегия компании;
- Уровень знаний в области технологических решений, в т.ч. с указанием, используется ли разработанное самостоятельно технологическое решение, или оно приобретено у стороннего подрядчика (по модели «white-label»;
- Информация о выпуске, использовании и отзыве токенов;
- Предположительные доли географических сегментов бизнеса с указанием примерной доли каждой юрисдикции, где планируется вести деятельности (в процентном отношении от общего планируемого объема выручки или количества клиентов);
- Информация о том, каким образом будут храниться активы клиентов;
- Подробности о том, для каких категорий клиентов будет работать биржа (розничные, опытные или квалифицированные, институциональные инвесторы);
- Список всех бизнес-функций, которые будут выполняться на аутсорсинге;
- Ключевые риски и способы управления ими;
- Описание ресурсов, имеющихся в распоряжении бизнеса для предотвращения и снижения ИТ рисков и обеспечения кибербезопасности;
- Информация об опыте основателей, директоров и ключевых членов команды с предоставлением их резюме;
- Способы финансирования бизнеса.
Кроме того, при наличии любой негативной информации о финансовом положении или финансовых сделках основателей, директоров и ключевого персонала, заявитель обязан уведомить о таковых Регулятора. К подобной информации относятся, в т.ч. любые стадии банкротства (включая подачу заявления). Дополнительно, Комиссия должна быть проинформирована об отсутствии или наличии взысканий, или делопроизводства по правонарушениям у основных лиц, вовлеченных в создание криптовалютной биржи. Отдельного внимания заслуживает тот факт, что в зависимости от типов цифровых активов, которые будут торговаться на бирже, может потребоваться дополнительное получение иных лицензий. Например, для осуществления операций с деривативами на основе криптовалют, или для торговли токенами, которые аналогичны ценным бумагам, может потребоваться лицензия фондовой биржи.
Стоит заметить, что Гибралтар относится к юрисдикциям с низкой налоговой нагрузкой. Регулируемые криптовалютные биржи на Гибралтаре уплачивают налог на прибыль в размере 10%, при этом прирост капитала и дивиденды налогообложению не подлежат, а полученный из-за рубежа доход, не относящийся к основной лицензируемой деятельности, может быть исключен из налогооблагаемой базы. Также на Гибралтаре действуют различные налоговые льготы для высокотехнологичных стартапов (в т.ч. в сфере блокчейн), включая возможность получения налоговых кредитов по социальным взносам на персонал.
Несмотря на отсутствие регулирования данных видов деятельности, еще одной превосходной юрисдикцией для ведения бизнеса по осуществления обменных операций с криптовалютами является Великобритания. В то же время, рекомендуется проверить, соответствует ли запланированный проект всем нормам действующего законодательства, в том числе, в целях выстраивания доверительных отношений с инвесторами. Особенно важен тот факт, что, несмотря на отсутствие законодательных норм, непосредственно касающихся операций с криптовалютами, они могут попадать под соответствующий контроль со стороны Управления по финансовому регулированию и надзору. Поэтому, отдельного внимания заслуживает тщательное структурирование и разбор каждого конкретного проекта перед началом ведения деятельности по совершению обменных операций и предоставлению услуг в области инвестиционного консультирования, связанного с цифровыми активами. Так, одной из крупнейших бирж недавно была получена лицензия по совершению операций с электронными деньгами (e-money license). Комиссия в рамках лицензии Платежного института или Компании в области электронных денег составляет от £1 500 до £5 000 при ее получении и ежегодно.
Для открытия криптовалютной биржи в Великобритании необходима регистрация компании, учредителем которой может выступить физическое или юридическое лицо, требования к гражданству или резидентству которых не предъявляется. Для регистрации компании достаточно одного директора, который также может быть гражданином любой страны. Требования к наличию корпоративного секретаря в отношении английской компании не предъявляется. Компании не обязаны также иметь фактическое местоположение на территории Великобритании, однако они не могут оперировать без юридического адреса.
В большинстве случаев, компании в Великобритании уплачивают налог на прибыль по ставке 19%, для паевых трастов и фондов открытого типа устанавливается ставка в размере 20%. Стандартная ставка НДС составляет 20%, пониженная ставка – 5%, также действует режим нулевой ставки данного налога. Налогообложение криптовалют требует отдельного рассмотрения в зависимости от типа транзакции. Позиция Управления Её Величества по налогам и таможенным пошлинам (Her Majesty Revenue and Customs, HMRC) в отношении ключевых вопросов была изложена в Брифе 9/2014. Среди основных положений, в том числе, указано, что транзакции по обмену (на примере биткоина) с фунтом стерлингов и иностранными валютами (такими, как доллар США или евро) освобождены от взимания НДС. В то же время, следует учитывать, что при оплате криптовалютами НДС начисляется в обычном режиме на все поставки товаров, и в случае предоставления услуг, не относящихся к обороту нематериальных активов.
           Для начала деятельности критовалютной биржи в Великобритании необходимо будет последовательно выполнить ряд нижеследующих действий:
- Представить на утверждение название будущей криптовалютной биржи (возможно несколько вариантов на выбор);
- Направить необходимые сведения для прохождения дью дилидженс;
- Инициировать процесс инкорпорирования компании;
- Открыть банковский счет.
Предоставление необходимой информации включает, в том числе, направление заверенных апостилированных документов на каждого из директоров и учредителей, включая паспорта и подтверждение адреса. В случае, если учредителем является юридическое лицо, предоставляется т.н. Свидетельство о надлежащем состоянии компании (Certificate of Good Standing), которое является подтверждением действительного статуса и отсутствия задолженности по государственным пошлинам у компании, а также Свидетельство о должностных лицах (Certificate of Incumbency), подтверждающее актуальность их полномочий.