FINTECH

Регистрация криптофондов

Регистрация криптофондов
Регистрация криптовалютных фондов

Распространение криптовалют вместе с появлением множества проектов на основе технологии блокчейн вызывает все большее внимание к этим объектам размещения средств среди институциональных и частных инвесторов. Несмотря на высокий риск участия в ICO и множество непростых нюансов торговли криптовалютами, многие квалифицированные и частные инвесторы продолжают выделять значительную часть своего инвестиционного портфеля на вложения в криптовалютные фонды. Кроме того, можно констартировать, что фактически уже сформировался новый класс инвесторов, заинтересованных, по большей части, только в криптовалютах и токенах – т.н. криптоинвесторы. Наряду с появлением новых моделей инвестирования в токены и ICO проекты, ввиду высокой волатильности основных криптовалют и альтернативных монет появляются также новые инструменты смешанного типа, которые основываются в т.ч. на прямых инвестициях в капитал. В целом, развитие индустрии в последнее время ведет к гармонизации рынка на фоне усиления конкуренции наряду с повышенным вниманием к защите интересов инвесторов, введением государственного регулирования и появлением саморегулируемых профессиональных сообществ. Благодаря растущему интересу к возможности заработка путем предоставления услуг по управлению капиталом, оказания услуг по инвестиционному консультированию и маркетинга инвестиционных продуктов на основе криптоактивов со стороны профессионалов, на рынке постоянно появляются новые криптовалютные фонды. Однако, многие из них достаточно быстро прекращают свое существование по различным причинам. Поэтому, инвесторы все чаще обращают внимание на такие факторы, как юридическая структура, наличие лицензии и страна регистрации фонда.


Регулирование инвестиций в приобретение криптовалют и токенов ICO проектов пока что, в большинстве стран пока что не вписывается в рамки привычных юридических вопросов. При регистрации и деятельности криптовалютных фондов необходимо учитывать такие вопросы, как критерии признания криптовалют в выбранной юрисдикции, подходы к оценке криптоактивов, порядок проведения процедур идентификации личности и дью дилидженс в процессе принятия средств от клиентов, процедуры лицензирования и контроля над деятельностью, взаимодействие с криптовалютными биржами, обязательства по учету и аудиту и так далее. Поскольку законодательством США накладываются определенные ограничения на обращение криптовалют и достаточно жесткие нормы регулирования инвестиционных фондов, несмотря на интерес к американским инвесторам со стороны криптовалютных фондов, по большей части, в подавляющем большинстве случаев они вынуждены регистрироваться на территории других юрисдикций. Помимо многочисленных отказов в регистрации фондов и достаточно радикальных мер, примененных в отношении различных ICO-проектов и компаний в области криптовалют и распространения технологии блокчейн, новые инвестиционные компании в сфере криптовалют зачастую отказываются от рынка США и по причине высокой стоимости юридических услуг и официальных процедур. Следует иметь в виду, что Комиссия по Биржам и Ценным Бумагам США относится к криптовалютным фондам чрезвычайно настороженно. Предыдущие попытки Чикагской Опционной Биржи зарегистрировать торгуемые на бирже фонды на основе биткоина (ETF) не увенчались успехом, а последняя заявка, поданная в июне 2018 года, хотя и имеет больше шансов, в случае одобрения позволит запустить биткоин-ETF не ранее 2019 года. Поэтому, большинство криптовалютных фондов зарегистрированы на территории оффшорных юрисдикций либо в международных финансовых центрах.

Одним из наиболее респектабельных направлений для осуществления деятельности в сфере инвестиционных операций с криптовалютами является Ирландия. Как и в случае большинства других стран, в т.ч. и тех, что относятся к числу благоприятных мест для ведения бизнеса в области блокчейн технологий и операций с криптовалютами, ирландское законодательство все же содержит еще немало пробелов. Вместе с тем, с юридической точки зрения криптовалюты в Ирландии можно рассматривать не только как форму валюты, но и как товары или активы. По нормам местного права, основанным на английском законодательстве, поскольку криптовалюты не выпускаются тем или иным центральным банком, а также по ряду иных причин, они не рассматриваются как законное платежное средство, и потому не приравниваются в этом отношении к другим валютам. Хотя Ирландия не осуществляет регулирование данной сферы деятельности, инвесторы и компании, извлекающие доход от инвестиций в криптовалюте, обязаны декларировать соответствующую прибыль в Министерстве по налогам и сборам Ирландии. Кроме того, компании обязаны уплачивать налог на прирост капитала в размере 33%. Поэтому, зачастую гораздо эффективнее выбор в пользу более лояльных юрисдикций с точки зрения налоговой нагрузки и организационной структуры.

Так, например, достаточно гибким с точки зрения выбора подходящей юридической структуры является законодательство Люксембурга. Регулируемые фонды там характеризуются высокой степенью доверия благодаря наличию высокоэффективных правовых рамок инвестиционного бизнеса и выработанным за многолетнюю практику нормам по защите интересов инвесторов. Зарегистрированные в Люксембурге криповалютные хедж-фонды могут быть созданы в соответствии с Законом 2010 года или Законом о специализированном инвестиционном фонде 2007 года и имеют следующие характеристики:
- они могут применять расширенные инвестиционные стратегии, использовать увеличенный леверидж и проводить короткие продажи;
- менеджмент криптовалютных фондов взимает плату за управление и вознаграждение в виде доли находящихся под управлением активов;
- как правило, такие фонды пользуются услугами брокеров, осуществляющих в т.ч. хранение средств на своих счетах.


Регистрация криптовалютных фондов в Люксембурге возможна путем создания юридической структуры Коллективных Инвестиционных Схем с Передаваемыми Ценными Бумагами (Undertakings for Collective Investment in Transferable Securities, UCITS), называемой также Еврофонд, в виде стандартных Схем Коллективных Инвестиций (Undertakings for collective investments, UCI), Специализированных Инвестиционных Фондов (Specialized Investment Funds, SIF) или Резервных Фондов Альтернативных Инвестиций (Reserved Alternative Investment Funds, RAIFs). Основным документом Еврофонда является паспорт UCITS, позволяющий привлекать инвесторов по территории всего ЕС с помощью процедуры уведомления. Для первоначальной регистрации UCITS необходимо направить заявку нового фонда или суб-фонда в рамках договоренности с зонтичным фондом (Umbrella Fund).

В дальнейшем, для начала деятельности в другой стране, входящей в состав ЕС, необходимо пройти следующие этапы:
- Сначала Еврофонд обязан уведомить внутреннего регулятора о своем намерении, представив стандартное письмо;
- Также Еврофонд должен приложить к уведомлению актуальную версию правил Фонда с учредительными документами, проспектом ключевых данных для инвестора и последним годовым отчетом с последующей отправкой полугодового отчета в электронном виде;
- В течение 10 дней после проверки электронного уведомления национальный регулятор отправляет данные вместе со стандартной формой аттестации принимающего регулятору (как правило, в этой роли выступает Центральный банк);
- После успешного прохождения процедуры регулятор первоначальной юрисдикции незамедлительно обязан проинформировать Еврофонд о возможности начать деятельность в данной юрисдикции.


Отдельного внимания заслуживает вопрос регистрации криптовалютных фондов на Гибралтаре. С введением лицензирования бизнеса в области криптовалют и технологии блокчейн Гибралтар занял устойчивые позиции среди юрисдикций, заслуживающих особое доверие у криптоинвесторов. Криптовалюты и токены на Гибралтаре рассматриваются как цифровые активы, и Гибралтар является одной из немногих юрисдикций, осуществляющих лицензирование бизнеса в области технологии распределенного реестра (см. подробнее в разделе Гибралтар, DLT License). В то же время Ассоциацией Фондов и Инвестиций Гибралтара (Gibraltar Funds & Investments Association, GFIA) рекомендована регистрация и регулирование криптовалютных фондов, управляющих средствами своих клиентов в качестве Фондов Опытных Инвесторов (Experienced Investor Fund, EIF). Правила регистрации и деятельности Фондов Опытных Инвесторов установлены в Положении о финансовых услугах 2012 года. Фонды Опытных Инвесторов регистрируются в качестве Компании с Ограниченной Ответственностью (Limited Company, LC), Компании с Защищенными Портфелями (Protected Cell Company, PCC), Паевого Траста (Unit Trust), или Ограниченного Партнерства (Limited Partnership, LP). В состав Совета директоров Фонда Опытных Инвесторов должны быть включены, как минимум, два лицензированных директора. При этом, если данные директора имеют ограниченную лицензию, они не могут быть единственными директорами фонда.
Регистрация Фондов Опытных Инвесторов в форме Компании с Защищенными Портфелями возможна только, если Комиссия по Финансовым Услугам Гибралтара (Gibraltar Financial Services Commission, GFSC) решит, что связанные с данной формой деятельности риски контролируются компанией на должном уровне. Совет директоров такой компании обязан иметь необходимый опыт и навыки, а также возможность продемонстрировать способность осуществлять управление и надзор над каждым из раздельных портфелей (сегментом деятельности). Если фонд не относится к закрытому типу или Комиссией по Финансовым Услугам не принято обратное решение об исключении из общего правила, все Фонды Опытных Инвесторов обязаны назначить Депозитария. Кроме того, на них также налагается обязательство по назначению Администратора, который должен быть зарегистрирован на Гибралтаре. Администратор EIF вправе выбрать открытие с уведомлением Комиссии по Финансовым Услугам в течение 10 дней по факту создания Фонда или предварительное уведомление за 10 дней до создания Фонда. Таким образом, Фонд Опытных Инвесторов является единственным в своем роде способом регистрации данного вида инвестиционного бизнеса на территории ЕС, который не требует обязательного предварительного рассмотрения.

Для регистрации EIF потребуется оплата комиссии и заполнение формы заявки с предоставлением нижеследующего набора документов:
- Сертификат об инкорпорировании юридического лица (или траста);
- Мнение сертифицированного юриста с опытом работы более 5 лет и действующим статусом адвоката Верховного Суда о том, что фонд соответствует положениям Закона о Финансовых Услугах 2011 года и Положениям, регулирующим Фонды Опытных Инвесторов;
- Оценочный лист с указанием на то, что Фонд соответствует установленным пороговым значениям для регистрации в качестве Фонда Опытных Инвесторов и некоторые иные документы (Структура капитала, Предложение инвесторам и др.).

Форма заявки на регистрацию / уведомление об открытии Фонда Опытных Инвесторов включает такие разделы, как:
- Информация о самом Фонде, а также его менеджменте (директорах), иных членах Совета директоров, администраторе, аудиторе, банке, депозитарии, секретаре, юристах, брокерах, осуществляющих маркетинг лицах, инвестиционном директоре и инвестиционном менеджере;
- Порядок размещения и возврата средств;
- Описание инвестиционной стратегии, подхода к оценке, защите информации и т.д.
- Описание процедуры дью дилидженс и критериев, по которым Фонд удостоверяется, что его клиенты являются опытными инвесторами.

Ограничение по работе только с опытными инвесторами означает, что Фонды Опытных инвесторов имеют право принимать средства от очень состоятельных лиц (High Net Worth Individuals, HNWI), профессионалов инвестиционной сферы и аналогичных категорий клиентов, по поручению которых фонд будет осуществлять инвестирование на сумму от 100 тыс. евро (или 50 тыс. евро в случае если процесс инвестирования сопровождается консультациями от регулируемых профессионалов рынка инвестиционных услуг). Зарегистрированные на Гибралтаре криптовалютные фонды, которые действуют в форме регулируемых Фондов Опытных Инвесторов, не обязаны получать лицензию Провайдера услуг в сфере распределенного реестра (DLT Provider license). 

Наиболее интересны возможности регистрации криптовалютного фонда в формате Компании с разделенными портфелями, в рамках которой создаются своего рода суб-фонды, активы и обязательства которых сегрегированы и отделены друг от друга. Эта структура является особенно популярной среди менеджеров с диверсифицированными стратегиями. Количество такого рода портфелей не ограничено, однако наиболее целесообразным и чаще всего встречающимся способом организации инвестиционного портфеля является создание отдельных суб-фондов для покупки криптовалют и приобретения токенов ICO-проектов в рамках единого зонтичного бренда. К управлению Фондом Опытных Инвесторов допускаются третьи лица, не являющимися членами Совета директоров, а вознаграждение инвестиционных менеджеров (или инвестиционных директоров) обычно состоит из комиссии на основе доли активов под управлением и оплаты в виде процентного отношения от увеличения стоимости чистых активов на 1 акцию выше установленной границы. Фонды Опытных Инвесторов создаются с выпуском обыкновенных акций, дающих право голоса с ограниченными правами на участие в прибыли (или с полным отсутствием таковых), а также акций, дающих право участвовать в прибыли без участия в принятии решений. Обыкновенные акции передаются инвесторам, в то время как акции, дающие право голоса, остаются за менеджментом и организациями, осуществляющими маркетинг инвестиционных фондов.

В то время, как Гибралтар становится все более благоприятной юрисдикцией для открытия криптовалютных фондов, наиболее респектабельной юрисдикцией тем не менее остается Швейцария. В основном, криптовалютные фонды здесь регистрируются в Цюрихе или на территории кантона Цуг. Стоит также отметить, что на проекты, зарегистрировавшие в Швейцарии юридическое лицо для целей проведения ICO, приходится наиболее существенная доля всех средств, собранных с помощью ICO. Первый криптовалютный фонд в Швейцарии был зарегистрирован и одобрен регулятором в июне 2017 г.
Зарегистрированные в Швейцарии криптовалютные фонды попадают под нормы регулирования хедж-фондов в рамках Федерального Швейцарского Декрета о Схемах Коллективных Инвестиций (Collective Investment Schemes Ordinance, CISO) и других законов и подзаконных актов Органа по Надзору над Финансовым Рынком (Financial Market Supervisory Authority, FINMA). Хедж-фонды имеют ту же форму, что и открытые розничные фонды, и могут быть образованы в виде Контрактных Фондов (Fonds Commun de Placement, FCP) и швейцарских Инвестиционных Компаний с Переменным Капиталом (Société d'Investissement À Capital Variable, SICAV). Акционерный капитал таких компаний состоит из акций менеджмента и инвесторов, не делится на заранее установленное число акций и соответствует реальной стоимости фонда в каждый момент времени. Орган по Надзору над Финансовым Рынком утверждает каждый документ, а в случае зонтичной структуры, каждый суб-фонд Инвестиционной компании с переменным капиталом. Для получения разрешения на начало деятельности Инвестиционных Компаний с Переменным Капиталом необходимо соблюсти требования FINMA, заключить договор с банком и представить подтверждение о том, что активы компании составляют не менее 5 млн. швейцарских франков. Важно различать самоуправляемые (self-managed) Компании с Переменным Капиталом и Компании с Переменным Капиталом, которые управляются внешним органом. Последние могут делегировать администрирование только тем управляющим фондами, которые располагают соответствующим разрешением.

Подходящие правовые рамки для ведения бизнеса в области инвестиций в приобретение криптовалют и токенов были введены в последнее время на Мальте. Среди преимуществ регистрации криптовалютного фонда на Мальте можно отметить, следующие факторы:
- Мальта является государством-членом Европейского Союза (ЕС), а это означает, что местная нормативная база включает положения, которые соответствуют законодательству ЕС;
- Мальта является государством-членом авторитетных международных финансовых институтов, таких как Международный валютный фонд, Комитет европейских регуляторов ценных бумаг и Международная Комиссия по ценным бумагам;
- Основной орган, регулирующий деятельность инвестиционных фондов - Управление финансовых услуг Мальты (MFSA) имеет активный и гибкий подход к лицензированию юридических лиц, оказывающие услуг по управлению инвестициями и маркетинг инвестиционных фондов;
- Мальта пользуется широким спектром договоров по избежанию двойного налогообложения, а также обеспечивает привлекательную схему налогообложения для инвестиционных фондов.

Мальтийское законодательство включает в том числе нормы деятельности брокеров, бирж, управляющих криптоактивами и криптовалютных фондов. Регулирование криптовалютных фондов было введено на Мальте с января 2018 года в виде Положений о торговле криптовалютами для Фондов профессиональных инвесторов (Professional Investor Funds, PIFs). Фонды Профессиональных Инвесторов обязаны предлагать свои услуги только квалифицированным инвесторам, в качестве которых могут выступить не менее двух физических или юридических лиц, которые удовлетворяют установленным критериям и размещают инвестиции в минимальном объеме от 100 тыс. евро. Согласно дополнениям к Положениям регулирования Фондов Профессиональных Инвесторов, выпущенным Мальтийсим Органом по Контролю над Финансовыми Услугами (Malta Financial Services Authority, MFSA), Фонды Профессиональных Инвесторов могут инвестировать в криптовалюты. Основным нормативным актом, регулирующим Фонды Профессиональных Инвесторов на Мальте, является Закон об инвестиционных услугах 1994 года (Investment Services Act, ISA) с последующими дополнениями. Данным законом установлена нормативная база предоставления инвестиционных услуг и предложения схем коллективных инвестиций, включая Фонды Профессиональных Инвесторов, которые лицензируются Управлением финансовых услуг Мальты. Для того, чтобы действовать в регулируемой среде, криптовалютные фонды на Мальте обязаны предоставить дополнительные документы в соответствии с Правилами инвестиционных услуг MFSA для квалифицированных Фондов Профессиональных Инвесторов.

Фонды Профессиональных Инвесторов могут быть созданы в форме Инвестиционных Компаний, Партнерств с Ограниченной Ответственностью (товариществ на вере) или Паевых Трастов (Unit Trusts). Они вправе инвестировать в криптовалюты напрямую или посредством специально созданных компаний (Special Purpose Vehicle, SPV). Такого рода фонды могут управляться наемными менеджерами с соответствующими знаниями и опытом, в т.ч. с опытом управления капиталом с использованием криптоактивов. Для получения лицензии от Управления финансовых услуг Мальты менеджмент и все ключевые лица, которые принимают решения и осуществляют маркетинг инвестиционных фондов на основе криптоактивов, обязаны пройти официальное тестирование для подтверждения достаточного уровня компетенций в сфере информационных технологий, виртуальных валют и технологии распределенного реестра (блокчейн). Состав должностных лиц или внешних провайдеров услуг Фонда Профессиональных Инвесторов должен включать менеджера, администратора, советника по инвестициям (или прайм-брокера), специалиста по AML и аудитора. Совет директоров Фонда Профессиональных Инвесторов должен включать не менее трех директоров, один из которых обязан находиться на Мальте. Локальный директор может также действовать как финансовый контролер по внутренним рискам и специалист по противодействию правонарушений в области финансировании терроризма и отмыванию доходов, добытых преступным путем.
Менеджмент криптовалютных фондов обязан удостовериться в качестве инвестиционного портфеля, а также назначить внешнего оценщика, удовлетворяющего требованиям компетентности для проведения необходимой проверки и оценки стоимости виртуальных валют. Управление по Финансовым Услугам Мальты также накладывает определенные требования к раскрытию инвестиционных целей, политик и ограничений с детальным описанием факторов риска, которые должны быть представлены в официальном предложении инвесторам. Менеджером Фонда Профессиональных Инвесторов должны быть назначены три члена Инвестиционного комитета, включая не менее одного члена инвестиционного комитета, который обязан подтвердить должный уровень компетенций. В обязанности менеджера также входит контроль над достаточной ликвидностью инвестиционных фондов на базе криптовалют и соответствие профиля рисков установленным критериям инвестиционной политики.


Процесс подготовки к регистрации Фонда Профессиональных Инвесторов с фокусом на инвестиции в криптоактивы, как правило, занимает до 1 месяца. Подача и рассмотрение заявки Управлением по финансовым услугам Мальты занимает порядка 3-4 месяцев. После получения официального одобрения заявки на получение лицензии криптовалютного фонда до выпуска самой лицензии может пройти еще 4-6 недель.
Одной из наиболее респектабельных, и одновременно, передовых стран в области развития сектора финтех-технологий, включая применение блокчейн для финасовой сферы, является Княжество Лихтенштейн. В Лихтенштейне приняты нормы регулирования не только для рынка ICO проектов и выпуска новых криптовалют, а с недавних пор, также и утвержденные правовые рамки для ведения инвестиционного бизнеса с использованием криптовалют и токенов ICO проектов. Комиссия по Финансовым Рынкам Лихтенштейна (Financial Market Authority, FMA) одобрила регистрацию первых трех криптовалютных фондов в марте 2018 года. Юридической основой для создания и деятельности криптовалютных фондов было выбрано Законодательство о Менеджерах Фондов Альтернативных Инвестиций (Alternative Investment Fund Managers, AIFMs) и самих Альтернативных Инвестиционных Фондах). Законом о Менеджерах Альтернативных Инвестиционных Фондов регулируется также деятельности риск-менеджеров, администраторов и дистрибуторов (лиц, осуществляющих маркетинг инвестиционных фондов). Комиссия по Финансовым Рынкам вправе выдавать, продлевать и отзывать лицензии на ведение их деятельности. Комиссия по Финансовым Рынкам применяет методы наблюдения, основанные на оценке риска, с индивидуальными программами надзорных мер для всех контролируемых участников рынка и их финансовых продуктов. Менеджеры Фондов Альтернативных Инвестиций, помимо основной деятельности по непосредственному управлению инвестиционными портфелями клиентов, вправе также предоставлять услуги по инвестиционному консультированию, кастодиальные услуги, а также прием и исполнение ордеров. Следует отметить, что самоуправляем Фонды Альтернативных Инвестиций позволено управлять собственными средствами лишь самостоятельно.


Комиссия за получение лицензии инвестиционной компании в Княжестве Лихтенштейн составляет 30 тыс. швейцарских франков. Минимальный капитал инвестиционной компании, зарегистрированной в Княжестве Лихтенштейн должен составлять не менее 1,5 млн. швейцарских франков или эквивалентной сумы в евро или долларах США. Заявка на получение лицензии инвестиционной компании должна быть дополнена документами, указывающими на источник происхождения уставного капитала и доказывающие факт его оплаты, а также прочими документами, включая предварительную редакцию Устава, штатное расписание, данные о составе Совета директоров и информацию о менеджменте и руководителе департамента внутреннего контроля, декларацию независимого аудитора, бюджет на первые три года, описание бизнес-активностей, рыночного предложения и ИТ-решений и так далее.

Одним из наиболее существенных плюсов зарегистрированных в Княжестве Лихтенштейн, равно как и желающих действовать на его территории Менеджеров Альтернативных Инвестиционных Фондов, является возможность распространении их деятельности в рамках директивы Европейской Экономической Ассоциации на базе процедуры уведомления по факту выхода на рынок одной из входящих в ЕС стран (так называемого Паспорта ЕС для инвестиционных фондов).

Поскольку инвестиции в криптовалюты пользуются все большим спросом среди азиатских инвесторов, соответственно в международном блокчейн-сообществе это направление также является достаточно распространенным с точки зрения открытия нового инвестиционного бизнеса или расширения географии присутствия. В первую очередь, деятельность криптовалютных фондов может быть особенно актуальна в таких странах, как Гонконг и Сингапур. Оба города-государства имеют достаточно схожие условия в отношении структурирования и требований к провайдерам обязательных услуг для регулируемых фондов. Однако, вопросы организационной-правовой формы и налогооблажения криптовалютных фондов в них разнятся. В то же время, как в Сингапуре, так и в Гонконге регулируемые фонды принимают на себя обязательство не хранить самостоятельно средства клиентов. Это требование налагает необходимость сегрегации и независимого хранения активов независимым кастодиальным банком, равно как и обеспечение должной независимой оценки стоимости активов инвестиционного портфеля, управляемого лицензированным менеджером.


В соответствии с законодательством Сингапура компании, осуществляющие управление средствами в качестве основного вида деятельности, обязаны быть или Зарегистрированной Компанией по Управлению Фондами (Registered Fund Management companies, RFMCs) или Лицензированной Компанией по Управлению Фондами (Licensed Fund Management Companies, LFMCs) с лицензией на управление рынками капитала. Регулирование обеих типов компаний осуществляет Валютно-Финансовое Управление Сингапура (Monetary Authority of Singapore, MAS) в рамках Закона о Ценных Бумагах и Фьючерсных Контрактах (Securities and Futures Act of Singapore, SFA). Аналогично Гонконгу в Сингапуре термин «управление фондами» предполагает, в т.ч. управление инвестиционным портфелем ценных бумаг, что подразумевает под собой признание некоторых классов цифровых активов в качестве ценных бумаг. Поэтому, для управляющих фондами рекомендовано получить статус Зарегистрированной или Лицензированной Компании для обеспечения свободного ведения бизнеса, маркетинга инвестиционных фондов и повышения доверия к их статусу в глазах инвесторов.


Для управления портфелем криптоактивов в Гонконге в большинстве случаев потребуется Лицензия 9-го типа (A Type 9 Asset Management license). Данная лицензия выдается Уполномоченным органом по надзору над рынком ценными бумагами. Признание криптовалют и токенов в качестве ценных бумаг в Гонконге зависит от множества факторов. В заявлении «О первичном обращении монет» от 5 сентября 2017 г. (Statement on initial coin offerings) Комиссия постановила, что цифровые активы, выпущенные в ходе проведения ICO, которые отражают права на участие в капитале или права собственности в корпорации (например, если они дают держателям токенов право на получение дивидендов, голосование или участие в распределении финансовых результатов или права на требование долга и схожие долговые обязательства), в этом случае они будут признаны ценными бумагами. Так называемые утилити-токены, которые не наделены вышеперечисленными свойствами, будут рассматриваться в качестве виртуальных товаров (virtual commodity) и для управления ими получение упомянутой лицензии не потребуется. Таким образом, создание и последующая деятельность криптовалютного фонда в Гонконге возможно в рамках прохождения процедуры получения лицензии на управление средствами (Лицензия 9-го типа) или без нее, если инвестиционный портфель полностью исключает цифровые активы, которые могут быть признаны ценными бумагами. Комиссией по Ценным Бумагам и Фьючерсным контрактам Гонконга (Securities and Futures Commission, SFC) было заявлено, что, если деятельность осуществляется без лицензии необходимо будет пройти процедуру анализа всех особенностей и свойств каждого индивидуального класса активов, находящихся под управлением криптовалютного фонда. Осуществление деятельности без лицензии также несет в себе определенные ограничения, связанные с необходимостью поручить маркетинг фондов зарегистрированному агенту (или дистрибутору) с Лицензией 1-го типа.
В соответствии с существующим в Гонконге налоговым режимом оффшорные фонды, чтобы воспользоваться освобождением от налога на прибыль, обязаны удовлетворять определенным критериям. Поэтому практически все фонды, которые действуют на территории Гонконга или управляются оттуда, регистрируют за его пределами дополнительные юридические лица или используют производные инструменты, чтобы прибыль от управляемых ими активов не была признана в качестве объекта налогообложения. Большинство криптовалютных фондов Гонконга используют для структурирования своей деятельности создание юридического лица в одной из наиболее благоприятных юрисдикций для ведения инвестиционного бизнеса с криптоактивами – на территории Каймановых островов.


Главным преимуществом регистрации криптовалютного фонда на Каймановых островах является полное отсутствие налоговой нагрузки. Для получения лицензии для осуществления деятельности требуется обеспечить минимально допустимый объем собственных средств в размере 100 тыс. долл. США, уплатить комиссию лицензируемому органу в размере порядка 4,5 тыс. долл. США и подать заявку, дополненную следующими документами: Инвестиционный меморандум или Предложение инвесторам (Offering Document), соглашение с инвестиционными менеджерами, кастодиальным банком и администраторами, юридический адрес (договор аренды), соглашение с компанией, предоставляющей номинальный сервис и/или директоров, документы об инкорпорировании (Устав, Меморандум, реестр акционеров, реестр директоров и должностных лиц, резолюции) и проч.


Предложение инвесторам является основным документом, раскрывающим все существенные аспекты деятельности Фонда для его клиентов: инвестиционные цели и любые ограничения по инвестированию, минимальный порог инвестиций для одного клиента (не менее 100 тыс. долл.), методологию оценки и расчета величины чистых активов, профайлы операторов, данные провайдеров услуг, раскрытие риск-факторов и конфликта интересов, требования, предъявляемые законодательством в области AML, указание на место хранение документов и т.п. 

Полномочия по регистрации и надзору над деятельностью инвестиционных фондов на Каймановых островах возложены на Валютно-Финансовое Управление (Cayman Islands Monetary Authority, CIMA). Юридическая структура криптовалютных фондов, зарегистрированных на Каймановых островах, как правило основывается на Законе о Фондах Взаимного Интереса (Mutual Fund Law, MFL) и таких организационно-правовых формах, как Компания с Ограниченной Ответственностью, выпускающая простые акции для инвесторов и акции с правом голоса для управляющих, или Освобожденное от Налогов Партнерство с Ограниченной Ответственностью (Exempted Limited Partnership). В случае если фонд зарегистрирован в качестве Компании, Валютно-Финансовое Управление требует наличия хотя бы двух директоров, которые могут быть резидентами и гражданами любой страны. Необязательной, но общепринятой практикой является назначение дополнительных независимых директоров (лиц, не связанных напрямую с Фондом, его Менеджерами или Компанией). Регистрация компании, которая будет управлять средствами криптовалютного фонда (Management Company, ManCo), осуществляется в соответствии с Законом о Ценных Бумагах и Инвестиционном Бизнесе Каймановых Островов (Cayman Islands Securities & Investment Business Law, SIBL). Выбор места регистрации Управляющей Компании в пользу Каймановых островов целесообразен, прежде всего, тем, что доходы в виде комиссии за управление фондом также не будут облагаться налогами.