Регистрация компаний

Сербия

Европа
Ведение бизнеса в Сербии

Сербия — это достаточно динамично развивающаяся на сегодняшний день страна, которая располагается в Балканском регионе между Центральной и Юго-Восточной Европой, и граничит с Болгарией и Румынией на Востоке, Венгрией — на Севере, а также с Боснией и Герцеговиной и Черногорией — на Западе. Кроме того, Республика Сербия имеет общие границы с Албанией в части спорной территории Косово. Официально Сербия получила статус независимой республики в 2006 г., и наряду с Боснией и Герцеговиной и Хорватией стала отдельным государством на территории бывшей советской республики с аналогичным названием. Политический строй Сербии можно охарактеризовать как объединенная парламентская конституциональная республика с однопалатным избираемым законодательным органом, президентом и премьер-министром. Площадь Сербии составляет 88,499 кв.м., а население без учета Косово и Метохии — 7,19 млн. чел. По объему ВВП Сербия занимает 30-е место в Евросоюзе (порядка 35 млрд. евро). В результате либерализации экономики на протяжении последних нескольких десятилетий в Сербии наблюдается относительно быстрый экономический рост (порядка 3% в год). Показатель ВВП на душу населения в Сербии также активно рос до 2008 г., и с тех пор показывает небольшую, но стабильно положительную динамику. По состоянию на 2017 г. его значение достигло суммы порядка 14 тыс. долл. по паритету покупательской способности. Официальной валютой в стране является сербский динар, средний обменный курс на протяжении последних нескольких лет составляет приблизительно120 динаров за 1 евро.

Внешняя торговля и прямые иностранные инвестиции в Сербии

Современный экономический профиль Сербии складывается из таких факторов, как размещение производственных активов крупнейших международных корпораций и фокус на внешние поставки экологически чистого продовольствия. Экспорт товаров агропромышленного сектора Сербии превышает 1 млрд. евро. Этот сектор привлекает все больше заслуженного внимания со стороны инвесторов, партнеров и покупателей, в качестве которых выступают, в том числе, международные розничные сети. Среди ритейлеров, активно закупающих продукции сербского производства — Tesco, Spar, Carrefour, Idea, Metro и другие. В качестве одного из факторов, способствующих развитию данной отрасли, выделяют взвешенную политику и положительный имидж страны с точки зрения устойчивого развития в области сельского хозяйства.

Так, в соответствии с законодательством Сербии, запрещены производство и импорт генетически модифицированных продуктов и семян (что исключает, в том числе, возможность выращивания и дальнейшего ре-экспорта подобной продукции). В отдельных направления Сербия занимает лидирующие позиции в мире, как например, в объеме поставок малины (21% в мире). В число стран-партнеров Сербии и их объединений по соглашениям о свободной торговли входят Россия, Беларусь, Казахстан, страны Центральной Европы, Европейский Союз, а также Турция и США. В 2000-м году Сербией было заключено соглашение о свободной торговле с Россией, в рамках которого все товары, добавленная стоимость которых хотя бы на 51% относится к производству или переработке на территории страны, освобождаются от таможенных сборов при поставках в РФ, за исключением единственной пошлины за запись в реестр таможенных поставок (1% от декларируемой стоимости). Соглашение о свободной торговле со странами Центральной Европы (The Central European Free Trade Agreement, CEFTA) позволяет Сербии наряду с другими странами Балканского региона поставлять товары в режиме отсутствия таможенных платежей для их дальнейшей реализации более чем 20 млн. потенциальных покупателей, являющихся жителями данных стран. В том числе благодаря этому, среди всех стран CEFTA Сербия является одним из крупнейших поставщиков и единственным нетто-экспортером продовольствия. Помимо этого, действующими партнерами Сербии являются страны, входящие в Европейское соглашение о свободной торговле (European Free Trade Agreement, EFTA) — Швейцария, Норвегия, Исландия и Лихтенштейн. Данное соглашение покрывает практически весь ряд товаров, за исключением продукции рыбной промышленности, а также иным отраслям, которые связаны с водным промыслом и морским транспортом (marine indusrty). В рамках Соглашения о Стабилизации и Объединении (Stabilization and Association Agreement) Сербским поставщики и компании, осуществляющие закупки в пределах установленных квот, освобождены от таможенных сборов на территории всего Евросоюза.

Помимо указанных соглашений в области свободной торговли, на которые Сербия опирается, в том числе, благодаря помощи со стороны развитых стран, в результате множественных реформ, сопровождаемых программами Всемирного Банка, с 2000-го года Сербии удалось привлечь почти 30 млрд. евро прямых иностранных инвестиций и стать одним из наиболее перспективных направлений для инвесторов в Центральной и Восточной Европе. В число компаний, инвестировавших в развитие бизнеса на территории Сербии, входят такие международные корпорации, как Газпром, FIAT, Telenor, Stada, Microsoft, Coca-Cola, Michelin, Bosch, Siemens, Intesa Sanpaolo и другие. Помимо европейских инвесторов, в последнее время также активную инвестиционную политику в Сербии ведут китайские частные и государственные компании, предоставившие заемные средства и осуществившие множественные взносы в акционерный капитал компаний практически во всех секторах экономики страны, включая объекты инфраструктуры, электроэнергетику, сельское хозяйство и пищевую промышленность, телекоммуникации, автомобилестроение.   

Налоговая система Сербии

Ставка корпоративного налога в Сербии составляет 15% в отношении всей прибыли, полученной от деятельности, осуществляемой как на территории страны, так и за ее пределами. Специальный налоговый режим, предусматривающий освобождение от налога на прибыль на 10 лет, предоставляется в случае осуществления крупных вложений на сумму от 1 млрд сербских динар (порядка 8 млн евро) в основные средства, признающиеся таковыми с момента их ввода в эксплуатацию, и в случае создания более 100 постоянных новых рабочих мест. Налоговая льгота действует, начиная с года, в который был сгенерирован первый облагаемый налогом доход и последующие 10 лет при выполнении обоих условий.


Стандартная ставка НДС при реализации товаров и услуг на территории Сербии и в случае импорта товаров установлена в размере 20%. Для некоторых товаров социального значения, включая продовольствие, медикаменты, топливные брикеты и т.д., ставка НДС составляет 10%. В число сделок, в рамках которых НДС не начисляется, входят все экспортные поставки и перемещения товаров внутри зон свободной торговли, а также все сопутствующие им логистические и иные подобные услуги, передача земли сельскохозяйственного и производственного назначения, образовательные и медицинские услуги, передача акций и ценных бумаг.

Доход от трудоустройства включает все виды вознаграждений, полученные в результате того или иного наемного труда. Заработная плата и иные поступления подлежат фиксированному налогу по ставке 10%, за исключением суммы дохода, которая подлежит вычету из налогооблагаемой базы. В соответствии с законодательством Сербии эта сумма была определена в 2018 г. в размере 15 тыс. сербских динар (менее 150 евро). Налог на доход удерживается работодателем из валового дохода. Выплаты на социальные отчисления составляют суммарно 37.8% от валового дохода и включают в себя: пенсионное страхование и страхование на случай потери трудоспособности - 14% от имени работника и 12% от имени работодателя, на медицинское страхование — по 5,15% от имени работника и работодателя и по 0,75% на страхование безработицы. Итого 19,9% подлежат уплате работодателем, и 17,9% выплачиваются сотрудником. Однако, при взимании социальных отчислений в Сербии действует система налоговых вычетов. Минимальная налогооблагаемая база, с которой взимаются взносы на социальное страхование, составляет 35% от среднемесячной заработной платы в Сербии, а максимальная — пятикратный размер такой заработной платы. Иностранный гражданин может приступить к трудовой деятельности, если у него есть разрешение на постоянное или временное проживание в Сербии, выданное Министерством внутренних дел, и если он получил разрешение на подписание трудового договора в Национальном центре занятости. Согласие на заключение трудового договора не требуется при заключении трудового договора на выполнение экспертных работ, предусмотренных в Соглашении о деловом и техническом сотрудничестве, долгосрочной производственной кооперации, передаче технологий и иностранных инвестициях. Работодатель может заключить с иностранным гражданином договор о временной и нерегулярной занятости на срок, не превышающий 120 рабочих дней в календарном году. Трудовой договор может быть заключен на определенный (до 2 лет) или неопределенный срок. Работодатели, имеющие 20 и более работников, обязаны нанимать определенное количество лиц с присвоенной группой инвалидности в зависимости от общей численности наемных работников. Работодатель может быть освобожден от этой обязанности путем осуществления платежей в специальные фонды в минимальных размерах, установленных законом. Кроме того, при найме на работу инвалидов в течение 3 лет работодатель имеет право использовать освобождение от уплаты налога на заработную плату и взносов на социальное страхование (от своего имени).

Регистрация компании

 Регистрация бизнеса в Сербии осуществляется уполномоченным органом, отвечающего за управление единой централизованной базой данных. В данном качестве выступает Сербское агентство по коммерческим реестрам (Serbian Business Registration Agency, SBRA), создание которого стало одной из наиболее действенных инициатив в области снижения административных барьеров в рамках реформы, осуществляемой совместно с администрацией Всемирного банка. Агентство по коммерческим реестрам Сербии не финансируется из бюджета Республики Сербия и действует на принципах самофинансирования, т.е. за счет сборов, уплачиваемых за предоставленные им услуги.

На основании Закона о компаниях и Законом об иностранных инвестициях иностранные юридические и физические лица вправе учреждать Компании, пользуясь равными статусом, правами и обязанностями в отношении их инвестиций, как и местные учредители. В качестве хозяйствующих субъектов, которые могут быть зарегистрированы в Сербии, выделяют такие виды, как Компания, Предприниматель, Филиал компании, Представительство иностранной компании, Бизнес-ассоциация и некоторые другие формы организации. Компанией признается юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность с целью получения прибыли и становящееся субъектом права путем регистрации в Агентстве по коммерческим реестрам. Компании, в свою очередь, могут быть созданы в таких организационно-правовых формах, как Общество с ограниченной ответственностью ("društvo sa ograničenom odgovornošću", аббревиатуры "d.o.o." или "doo"), Акционерное общество ("akcionarsko društvo" a.d., или аббревиатуры  "a.d." или "ad"), Полное товарищество (ortačko društvo"", аббревиатуры "o.d" или "od") или Коммандитное товарищество ("komanditno društvo", аббревиатуры "k".d." или "kd").

В качестве зарегистрированного адреса организации признается место нахождения на территории Республика Сербия, где осуществляется ее управление в соответствии с Уставом или официальным решением участников.

Наиболее распространенной формой регистрации бизнеса в Сербии является Общество с ограниченной ответственностью (D.o.o), которое предполагает возможность владения иностранным инвестором до 100% долей с минимальными требованиями к оплаченному капиталу. По умолчанию Общество создается на неограниченное время. Однако участники Общества вправе ограничить период, в течение которого оно будет действовать, и внести соответствующее положение в Устав при создании компании, указав до какой даты или в течение какого периода оно будет считаться действующим. Перед началом осуществления некоторых видов деятельности требуется предварительное уведомление или соответствующее согласование от уполномоченного органа. Участники несут ответственность по обязательствам Общества в пределах своих взносов в долевой капитал. Личная ответственность учредителей предусмотрена только за нарушения законодательства. Для регистрации Общества требуется не менее двух учредителей, в качестве которых могут выступать граждане любой страны. При создании Общества достаточно одного директора, требований в отношения гражданства которого также не предъявляется — он (или она) может быть резидентом любой страны. Зачастую для получения контроля над D.o.o. в качестве директора назначается один из двух учредителей (участников). Минимальный размер уставного капитала общества с ограниченной ответственностью составляет 100 динаров (менее 1 евро), если законодательством не предусмотрен больший размер уставного капитала для обществ, осуществляющих те или иные специфические (или лицензируемые) виды деятельности.

Взносы в капитал Общества с ограниченной ответственностью не обязательно должны быть равноценными, и могут быть осуществлены в денежной форме или натуральном выражении, с оценкой в сербских динарах. Не денежные взносы могут быть предоставлены в виде предметов и прав. Взнос в денежной и натуральной форме в момент регистрации компании должен быть уплачен или сделан в течение срока, установленного в учредительном документе, но не более чем, через пять лет после регистрации. В случае выхода из уставного капитала компании, члены Общества имеют преимущественное право передачи пакета долей третьему лицу, если это право исключено учредительным документом или законодательством. За исключением тех случаев, когда в Уставе или ином соответствующем документе не оговорено иное, участники вправе получать дивиденды от распределения прибыли Общества, полученной по результатам его деятельности за год пропорционально их долям.

По данным Doing Business регистрация Общества с ограниченной ответственностью в Сербии занимает порядка 5 дней и включает в себя следующие этапы:

1) Нотариальное заверение Устава организации, длящееся 1 день и предусматривающее оплату пошлины (от 300 сербских динар или менее 3 евро). В тот же день с данной процедурой оплачивается    административная пошлина за основание Общества с ограниченной  ответственностью в размере 4900 сербских динар и еще 1000 сербских   динар за регистрацию и публикацию Акта об инкорпорировании (всего порядка 50 евро). Комиссия за регистрацию подлежит уплате через коммерческий банк. Платежный документ, подтверждающий факт оплаты  пошлины требуется при регистрации в Сербском Агентстве по Регистрации Бизнеса. В дополнение к учредительному документу  общество с ограниченной ответственностью может иметь соглашение между участниками общества, регулирующее их взаимные отношения в  связи с учреждением Общества. Договор участников общества       действует только между заключившими его участниками, и при регистрации не представляется.

2) Подача заявки и получения Сертификата о регистрации, идентификационного номера налогоплательщика, а также Сертификаты Пенсионного Фонда (Pension and Disability Insurance Fund) и Фонда Здравоохранения (Health Fund), удостоверение подписей (три копии) для открытия банковского счета  (занимает 2 дня, уплаты комиссий не требуется).

3) Изготовление печати занимает 1 день и стоит до 3 тыс. динар (25 евро).

4) В качестве заключительного этапа следует регистрация трудовых договоров в Организации (Фонде) Трудоустройства (Employment Organization/Fund) и Центральном регистраторе обязательного  социального страхования (CROSO). Эта процедура доступна онлайн, занимает менее одного дня и не предполагает оплаты каких-либо комиссий.

Таким образом, при регистрации Общества с ограниченной ответственностью в Сербии понадобится подготовка следующих документов:
  1. Заявление по единой форме для инкорпорирования организаций и регистрации в едином реестре налогоплательщиков;
  2. Учредительный документ (Устав) с заверенными подписями  участников;
  3. Документы, удостоверяющие личности участников (ксерокопии паспортов) или выписка из оригинального реестра, если участник  является юридическим лицом, не зарегистрированным в Сербском  агентстве бизнес-регистров;
  4. Решение о назначении представителя, если об этом не сказано в Уставе;
  5. Подпись представителя, заверенная уполномоченным органом;
  6. Подтверждение от банка об уплате взноса наличными или согласие участников на оценку стоимости взноса в натуральной форме либо уже  имеющаяся на руках оценка взноса в натуральной форме, если такой взнос был осуществлен до регистрации компании;
  7. Решение о назначении президента и членов наблюдательного совета,  если в компании действует двухуровневая система управления, а президент и члены наблюдательного совета не были назначены учредительными документом;
  8. Подтверждение оплаты регистрационного взноса и комиссии за публикацию регистрационного документа.

Учредительный документ Общества (Устав) должен включать следующие данные:

  1.  Личные имена и места жительства, или зарегистрированные имена и зарегистрированные офисы участников компании;
  2. Зарегистрированное наименование и юридический адрес общества;
  3. Указание на основной вид хозяйственной деятельности;
  4. Общая сумма уставного капитала общества;
  5. Сумма взносов в денежной и/или денежной форме и описание взносов в натуральной форме, внесенных каждым участником общества;
  6. Время внесения таких взносов в уставный капитал общества;
  7. Доля каждого участника общества в уставном капитале общества, определенная законом;
  8. Определение органов управления общества и их компетенции.

Общество принимает на себя права и обязанности при совершении юридических сделок через законных представителей, в качестве которых могут выступать уполномоченные лица в рамках уставных (учредительных) документов, адвокаты и юристы, имеющие соответствующий статус или представители, действующие на основании доверенности (прокуры). Прокура (procura) — это принятая в Сербии юридическая форма доверенности, в которой компания уполномочивает одно или несколько названных лиц совершать юридические операции от ее имени. Если в прокуре прямо не указано, что она выдана на конкретный филиал компании, то она считается выданной на всю компанию. За рядом исключений, предоставление полномочий в рамках прокуры не может ограничиваться по объему или конкретным периодом времени или конкретными видами сделок. Так, в частности, прокура по умолчанию не дает разрешения на заключение контрактов на передачу недвижимого имущества или взимание платы за таковое. Прокура может быть выдана компанией одному лицу, двум или более лицам по отдельности или двум или более лицам совместно. Если прокуры выдаются двум или более лицам в отдельности, каждый держатель такой доверенности (прокурист) обладает всеми полномочиями в соответствии с Законом. В случае же, если прокура выдается двум или более лицам совместно, то сделки в рамках прокуры действительны только по согласованию со всеми прокуристами. Заявления третьих лиц, сделанные в адрес одному из прокуристов, считаются адресованными всем прокуристам. Помимо ограничения на заключение сделок по приобретению, продаже или обременению недвижимости или акций, прокуристы не вправе представлять компанию в суде и арбитраже, подписывать векселя или давать гарантии и заключать кредитные договоры. Прокура не может быть передана другому лицу.

В соответствии с законодательством Сербии Общество с ограниченной ответственностью обязано иметь одного или нескольких директоров, которые будут выступать в качестве ее законных представителей. Количество директоров определяется в Уставе или решении Общего собрания акционеров. Если количество директоров не определено учредительным документом или решением Общего собрания акционеров, считается, что в обществе имеется один директор. Директор несет, в том числе, ответственность за надлежащее ведение бухгалтерского учета компании и данные финансовой отчетности компании. Директор также ведет учет всех решений, принятых Общим собранием акционеров, который предоставляется в распоряжение всех участников.

Требования в отношении отчетности

Каждая сербская компания обязана представлять Регистратору годовые финансовые отчеты. В то время как крупные компании должны представлять полную финансовую отчетность, те, которые относятся к субъектам МСП, могут представлять упрощенную и гораздо менее подробную финансовую отчетность. Закон о бухгалтерском учете применяется ко всем юридическим лицам, предпринимателям, ведущим бухгалтерский учет, дочерним предприятиям сербских компаний за рубежом, филиалам и представительствам иностранных юридических лиц в Сербии и финансовым учреждениям (если иное не предусмотрено другими нормативными актами). В целях определения требований к ведению бухгалтерского учета и аудита все организации классифицируются как микро-, малые, средние и крупные на основе установленных критериев.

Микро-бизнесу и малому бизнесу разрешено готовить отчетность в соответствии с упрощенными требованиям МСФО для МСП. Финансовая отчетность (отдельная и консолидированная) всех юридических лиц, подготовленная в соответствии с МСФО, должна включать в себя Бухгалтерский баланс, Отчет о прибылях и убытках, Отчет о движении денежных средств, Отчет об изменениях в капитале, Отчет о совокупном доходе и Примечания к финансовой отчетности. Микропредприятия могут составлять только Баланс и Отчет о прибылях и убытках.

К микро-бизнесу относятся те хозяйствующие субъекты, которые удовлетворяют хотя бы двум из перечисленных ниже критериев:
  • Средняя численность персонала до 10 человек;
  • Операционный доход до 700 тыс. евро в год;
  • Средняя стоимость операционных активов за год 350 тыс. евро.

Малыми хозяйствующими субъектами признаются те, которые по значениям данных критериев превышают установленные лимиты для микро-бизнеса, но, при этом не выходят за установленные ниже пределы, также по двум из перечисленных показателей или более;
  • Средняя численность персонала до 50 человек;
  • Операционный доход до 8,8 млн. евро в год;
  • Средняя стоимость операционных активов 4,4 млн. евро за год.

Средние предприятия — это те организации, которые за предшествующий сдаче отчетности год не превысили установленные критерии по двум из показателей: 
  • Средняя численность персонала до 250 человек;
  • Прибыль (операционный доход) за год до 35 млн. евро;
  • Средняя стоимость операционных активов менее 17,5 млн. евро за год.

Компании, являющиеся представителями среднего бизнеса, имеют право выбора между МСФО и МСФО для МСП. Компании, превышающие хотя бы два из установленных критериев для среднего бизнеса, признаются уже крупными. Они обязаны подготавливать финансовую отчетность, удовлетворяющую требования МСФО в полном объеме. Для статистических целей юридические лица обязаны представить бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и статистический отчет за предыдущий год до конца февраля. Полный Финансовый отчет, а также Решение о принятии финансовой отчетности и выплате дивидендов за предыдущий год должны быть представлены в Сербское агентство по бизнес-реестрам до 30 июня, а консолидированная финансовая отчетность должна быть представлена до 31 июля.

Закон об аудите обязывает проводить независимую проверку финансовой отчетности крупные и средние предприятия, а также публичные компании (независимо от размера) и любое юридическое лицо или предпринимателя, операционный доход которых за год превышает 4,4 млн евро в эквиваленте. Указанные лица обязаны представить Аудиторское заключение вместе с финансовой отчетностью в Агентство по коммерческим реестрам.