Лицензии

Регистрация частных фондов

Фонды и Трасты
ФОНДЫ ЧАСТНОГО ИНТЕРЕСА


Как правило, Фонды Частного Интереса или Частные Фонды (Private Interest Foundation), создаются с целью управления активами, защиты имущества, формирования наследства, оптимизации налогообложения, формирования резервного фонда для страхования и иных целей. Также как и трасты, частные фонды создаются в интересах одного или нескольких бенефициаров, в т.ч. с использованием института номинальных акционеров, однако в отличие от трастов, фонды частного интереса всегда являются самостоятельными юридическими лицами, создаются не только в коммерческих целях и не могут быть признаны притворными в силу самого факта их инкорпорирования. Фонды частного капитала используются в том числе в практике управления компаниями, но при этом не являются активными участниками коммерческой деятельности, а лишь выполняют функции концентрации капитала в интересах бенефициарных владельцев.

Основателем фонда выступает физическое или юридическое лицо, по инициативе которого создается фонд. Как правило, основатель оставляет за собой право ликвидации фонда, равно как и право смены его Совета. Нередко основатель является номинальным, а реальный собственник передает свои полномочия Защитнику или иному частному надзорному органу. Управление фондом осуществляет Совет, состоящий из одного или нескольких советников, чьи функции совмещают в себе администрирование и обеспечение защиты активов. Члены Совета Фонда не имеют права собственности на активы фонда. Управление активами частного фонда осуществляется в соответствии с его Уставом и Регламентом, а Совету Фонда обычно поручается выполнение нижеследующих обязанностей:
  • Заключение контрактов, осуществление сделок и иные действия, которые могут быть целесообразными и необходимыми для выполнения целей фонда, если они не противоречит закону, морали и общественному порядку.
  • Информирование бенефициаров фонда о финансовом состоянии фонда и состоянии внесенного в фонд имущества, если это предусмотрено Уставом Фонда или его Регламентом.
  • Передача бенефициарам фонда активов или ресурсов по их требованию в установленном Уставом и Регламентом порядке.
  • Иные действия, регламентированные в рамках Устава и Регламента фонда.


Обыкновенно при учреждении частных фондов назначается специальное наблюдательное лицо, называемое Защитником или Протектором фонда. В зависимости от основополагающего законодательства выбранной юрисдикции, а также, Устава и Регламента Фонда доверенное лицо назначается ну эта должность Основателем или Советом Фонда на момент его создания или же позднее. Защитником частного фонда может быть любое физическое или юридическое лицо (компания, фонд, траст, аудитор и т. д.). Полномочия Защитника регулируются в «Частном соглашении о протекторате» или аналогичном документе и могут быть широкими или же узко направленными в зависимости от пожеланий Основателя или Совета Фонда. Защитнику отводится надзорная роль над действиями Совета Фонда, включая:
  • Полномочия подтверждать или отклонять решения Совета фонда
  • Вносить предложения по управлению имуществом фонда
  • Право снимать с должности и заменять членов Совета фонда
  • Возможность подать в отставку или передать свою роль новому Протектору


В качестве объектов собственности, передаваемых в частный фонд, могут выступать акции и иные ценные бумаги, патенты и объекты интеллектуальной собственности, объекты недвижимости, банковские и инвестиционные продукты, предметы искусства. Все зарегистрированные частные фонды обязаны иметь Устав, в котором, как правило, содержатся такие обязательные пункты, как:
  • Название фонда
  • Место регистрации фонда
  • Сумма первоначального капитала
  • Личные данные членов Совета Фонда
  • Личные данные агента Фонда
  • Срок и цели создания Фонда
  • Порядок ликвидации
  • Способы определения бенефициаров

Помимо Устава, по инициативе основателей частных фондов часто составляют второй документ, называемый «Регламентом» или «Правилами», которой содержит подробную информацию о бенефициарных владельцах и активах фонда, а также более четкие инструкции относительно того, каким образом должно осуществляться управление активами и распределение имущества среди бенефициаров. В силу предпочтений участвующих в создании Фонда лиц, Правила (или, как еще их называют, Положения), как правило, хранятся в конфиденциальном порядке у Основателя или Защитника, чтобы информация об участниках фонда не становилась публичной. Юридически грамотно составленные Устав и Регламент позволят избежать изъятий имущества по требованиям 3-х лиц, в том числе в условиях, когда администраторы фонда действуют по принуждению (duress clause). Тем не менее, также как и в случае регистрации Трастов, гарантии защиты имущества с помощью частных Фондов возможны лишь при условии, что на момент создания Фонда законные требования кредиторов Основателя или обоснованные причины для возникновения таких требований отсутствовали.

Еще одним документом для координации деятельности Совета Фонда является Письмо-волеизъявление (Letter of Wishes). Оно является не обязательным документом, однако может быть удобным способом для утверждения инструкций на случай особых обстоятельств и указаний на отдельные частные аспекты деятельности Фонда. Письмо-волеизъявление может быть в любое время скорректировано по инициативе Основателя или Защитника.


Фонды частного интереса доступны практически во всех юрисдикциях с общим правом, однако с учетом целей создания фонда, наиболее распространены они в Княжестве Лихтенштейн (где они называются Stiftung), Нидерландских Антильских островах, в Республике Панама и на Сейшельских островах. Основными причинами, по которым фонды частного интереса сконцентрированы именно в этих юрисдикциях, являются наличие достаточного числа лицензированных юристов, обязательное страхования гарантии возмещения убытков, общее прецедентное право, и практически полное отсутствие коррупции.


Впервые Фонды частного интереса были введены в Княжестве Лихтенштейн (Stiftung) в 1926 (в качестве Семейных Фондов). В Лихтенштейне фонды могут быть зарегистрированы с целью извлечения общего интереса (common benefit) или для обслуживания частных интересов (private benefit), в том числе интересов одной семьи или нескольких семей. Семейные фонды могут быть чистыми и смешанными. Активы чистых семейных фондов, в основном, размещаются для возмещения расходов на воспитание или образование, и обеспечение аналогичных интересов членов одной или нескольких семей. Смешанные семейные фонды преследуют цели совместного использования средств или получения других преимуществ в интересах нескольких семей. Частный фонд Лихтенштейна не имеет членов, участников или акционеров. Однако при образовании фонда, учредитель имеет право оставить за собой возможность аннулировать фонд и вносить изменения в учредительные документы. Частный фонд формируется путем письменного заявления о создании (Foundation inter vivos) или составления завещания или договора о наследовании (Foundation mortis causa). Чистые и смешанные фонды семейного капитала обязаны подавать только уведомление о формировании, не раскрывая детали фонда и личные данные учредителей. Высшим руководящим органом является Совет Фонда. Он состоит как минимум из двух членов, ведет деятельность Фонда и представляет Фонд в отношениях с третьими лицами в соответствии с Уставом, внутренними документами и Правилами. Совет Фонда несет ответственность за выполнение цели Фонда. Учредитель имеет право назначить проверяющих для контроля над деятельностью Совета фонда, например, протектора или аудиторов. Он также может ограничивать деятельность Совета, давая предписания Протектору. Зарегистрированные фонды, управляющие коммерческими предприятиями и фондами общего интереса, обычно обязаны назначать аудиторов для подтверждения финансовой отчетности.

Среди основных отличительных черт Stiftung:
●    Фонды на территории Лихтенштейна могут быть учреждены напрямую или, что более распространено, местной доверенной компанией, действующей в качестве «учредителя» номинально.
●    Взносы в фонд отделены от личного имущества учредителя.
●    Совет Фонда обычно состоит из 2 или 3 местных лицензированных юристов вместе с независимым профессиональным Защитником.
●    В некоторых случаях Протектором может выступать сам учредитель.
●    Учредитель имеет право объявить о ликвидации фонда в любое время.
●    Регламент Фонда является конфиденциальным и не публикуются.
●    Протектор имеет право активно влиять на деятельность членов Совета Фонда и обеспечивать их приверженность Уставу и Регламенту.
●    Фонды общего интереса обычно подпадают под корпоративный подоходный налог (12,5% от налогооблагаемого чистого корпоративного дохода за вычетом условного удержания процентов в размере 4%, но не менее 1 200 швейцарских франков в год). Фонды частного интереса подлежат минимальному корпоративному подоходному налогу (1 200 швейцарских франков в год).
●    В настоящее время в Лихтенштейне действует около 250 управляющих компаний и порядка 2500 профессиональных трасти.

Фонды частных интересов на Сейшельских островах регулируются Актом 2009 и могут быть зарегистрированы физическими или юридическими лицами или их доверенными лицами (обычно назначаются номинальные учредители). Взносы в Фонд частного интереса на Сейшелах также отчуждены от личного имущества учредителя. Совет Фонда должен состоять, как минимум, из одного физического лица или юридического органа, однако, если советник также является учредителем, должен быть назначен еще один советник. Учредитель частного фонда на Сейшельских островах может быть Протектором и играть важную роль в контроле над деятельностью членов Совета Фонда (Руководящего органа). На Сейшелах действует высокая степень конфиденциальности и в государственном реестре хранится только ограниченная информация из Устава Фондов, учредителями которых являются номинальные собственники. Также на островах действует двухлетний срок давности в отношении претензий третьих лиц в отношении взносов в Фонды на Сейшельских островах.

Главные отличительные особенности Фондов частного интереса на Сейшелах таковы:
●    Минимальный первоначальный взнос в размере всего 1 долл. США (один доллар США или в эквиваленте, в любой признанной валюте). Ограничения на дальнейшие взносы отсутствуют.
●    Протектором может являться сам основатель Фонда.
●    Регламент Фонда не публикуется
●    Основатель может быть бенефициаром Фонда (за исключением случаев, когда он является единственным бенефициаром).
●    Сейшельские частные фонды не подлежат налогообложению (корпоративный налог и налог на личный доход не взимаются).


Частные Фонды в Республике Панама были введено в 1995 г. на основе юридической структуры Stiftung в Лихтенштейне. С точки зрения законодательных норм Панамы частные фонды обладают смешанными характеристиками траста, волеизъявления (will) и компании. От Фондов Частного Интереса в Княжестве Лихтенштейн их отличает то, что в составе Совета Фонда на Панаме должен быть, как минимум, один гражданин или резидент страны. Также, в Панамской Республике практически полностью отсутствуют налоги. Поэтому, Панамские Частные Фонды в отличие от Фондов в Лихтенштейне не уплачивают НДС по коммерческих сделкам. Закон 1995 о Панамских Фондах не предусматривает разделения на семейные и смешанные Фонды, а бенефициарами могут выступать любые физические или юридические лица. Несмотря на то, что Частные Фонды в Панаме не должны вести коммерческую деятельность, это требование может не выполняться, если прибыль от такой деятельности извлекается для обеспечения целей создания фонда. В Панамской Республике также установлен минимальный набор требований к бенефициарным владельцам Фондов частного интереса. Бенефициаром Фонда может быть назначен в том числе и его Основатель. Кроме того, информация о бенефициарах не должна вноситься в Государственный Реестр.


Нередко Фонды создаются в качестве элемента корпоративной структуры холдинга для целей концентрации акций дочерних компаний и дальнейшего распределения дивидендов от их деятельности между бенефициарами. Политика дивидендов является одним важнейших аспектов деятельности Фонда, отражаемых в Первоначальном акте. Фонды частного интереса могут владеть не только акциями зарубежных компаний, но и недвижимым имуществом. На Совет Фонда налагаются функции, которые близки функциям Совета директоров в компании. Допускается, чтобы Совет Фонда состоял из одного члена, при условии если данный участник является юридическим лицом (допустим, Банком).


К другим ключевым отличиям Фондов частного интереса на Панаме относятся:
●    Отсутствие требования к обязательной регистрации Правил управления Фондом
●    Частный Фонд является юридическим лицом.
●    Извлечение прибыли не может быть целью постоянной деятельности Фонда
●    Единственным налогом для Частных Фондов на Панаме является ежегодный фиксированный взнос в размере 250 долларов США, который допускается вносить в любой обращающейся валюте.

Если в Уставе и Правилах не указано иное, Фонд Частного Интереса признается безотзывным. Отзывные Фонды отличаются тем, что их Основатель имеет право на аннулирование Фонда или отмену решений о назначении одного или нескольких бенефициаров. Вместе с тем, независимо от выбранного изначально типа Фонда, Основатель может отозвать Фонд. Это допускается, если Фонд создан с целью управления наследством Основателя, если он не был зарегистрирован в Государственном реестре, а также в случае некоторых других оснований, содержащихся в законодательных нормах Республики Панама.

Помимо Частных Фондов в Панаме действуют также Фонды Общественного интереса, которые создаются только для благотворительных целей. Фонды общественного интереса чрезвычайно удобны для осуществления филантропической деятельности за пределами Панамы. Их отличительными особенностями являются возможность осуществлять достаточно чуткий контроль над благотворительной деятельностью, а также существенно меньший объем бюрократических процедур и требований к отчетности, по сравнению, например со странами Евросоюза или США. Правительство Панамы практически не вмешивается в дела филантропических организаций, если их деятельность не распространяется на Республику Панама.


Нидерландские Антильские острова (Кюрасао) ввели Частные фонды (Stichting Particulier Fonds) В 1998 году. На Кюрасао Частные Фонды являются юридическими лицами и подлежат обязательной регистрации по нотариальному акту в Реестре Торговой Палаты Кюрасао. На Нидерландских Антильских островах отсутствуют требования к минимальному капиталу Фондов и действуют прочие благоприятные условия в отношении данной организационно-правовой формы. В основном, они заключаются в том, что Фонды частного интереса не платят налог на прибыль, и передача активов от нерезидентов в Частный Фонд на Кюрасао не облагается налогом на дарение. Хотя Фонды Частного Интереса на Кюрасао не имеют права вести коммерческую деятельность, поскольку управление собственными активами, включая деятельность холдинговых компаний, не считается коммерческой деятельностью, Stichting считаются достаточно эффективной альтернативой англо-саксонским трастам в юрисдикциях гражданского права. Первоначально созданные для целей управления личным благосостоянием, в настоящее время Фонды частного интереса на Кюрасао часто используются в качестве юридического лица, осуществляющего доверительное управление или контроль над владением акций компаний. Для этих целей владельцы компаний передают в Фонд акции в обмен на сертификаты участия, обеспечивающие возможность получения дивидендов.
При регистрации Фондов частного интереса в Реестре Торговой палаты, личности бенефициаров или держателей сертификатов на участие не обязаны раскрываться. Управление Stichting осуществляется одним или несколькими директорами, в качестве которых могут выступать как физические, так и юридические лица. Фонды Частного Интереса обязаны назначать, как минимум, одного директора, являющегося резидентом Кюрасао. Фонды частного интереса на Кюрасао должны осуществлять ведение бухгалтерского учета, однако они не попадают под требование обязательного аудита.


В Швейцарии доступно учреждение Частных фондов, Семейных Фондов, а также Фондов Общественного Интереса. Для последних предусмотрены определенные налоговые льготы. В соответствии с 80-й статьей Гражданского Кодекса Швейцарии все действующие на территории страны фонды создаются путем осуществления взносов на конкретные указанные основателями цели. Благотворительные Фонды приобретают правосубъектность после обязательной регистрации в Коммерческом регистре Швейцарии с обязательным внесением записи о членах попечительского совета. В отличие от Благотворительных фондов, семейные и религиозные фонды освобождаются от этого требования и не подлежат обязательному административному надзору. В соответствии с требованиями Федерального совета по фондам, минимальная сумма первоначального капитала, необходимого для учреждения фонда, составляет 50 000 швейцарских франков. Руководящим органом Фонда является Попечительский совет, который обязан преследовать цели учредителей и предоставлять ежегодный финансовый отчет, утвержденный аудиторами. Стоит обратить особое внимание на тот факт, что учреждение Фонда в Швейцарии, также как и акт дарения, может быть оспорено наследниками или кредиторами основателя. Основополагающий устав Швейцарских Фондов обязан содержать личные данные Основателей и членов Совета, информацию о взносах, целях создания Фонда. Цель создания Фонда не подлежит изменению без одобрения надзорного органа.